Гарантия становится важнее производительности
Сергей Блохнин, директор компании ООО «ПК «Сплайн-Технолоджис», отмечает, что гарантия на оборудование и наличие технической поддержки все чаще становится решающим фактором для покупки. В итоге компании, которые раньше были готовы покупать только оборудование вендоров А-класса, соглашаются на класс B и даже на класс C, в зависимости от задач. Главное, чтобы производитель работал с российским рынком.
Также гарантию можно получить от поставщика. К примеру, ООО «ПК «Сплайн-Технолоджис» до сих пор сохраняет предложение трехлетней гарантии на системы, которые продает своим клиентам. Однако директор признает, что, на данный момент, гарантийные обязательства, фактически, будет выполнять сама фирма, а не производитель оборудования. Это специфика производителей из Тайвани: в теории у них есть сервисные центры, на практике перед клиентом отвечает тот, кто ввозит их оборудование и продает его.
Новая парадигма: клиент должен понимать свою систему «от А до Я»
Отсутствие важных функций, которые были у оборудования А-класса, требуют усложнения архитектуры систем хранения данных. При этом решения «из коробки» получить становится все сложнее. Поставщик может помочь на начальном этапе, но нет гарантий, что через год, когда система сломается, он будет доступен. Риски велики вплоть до закрытия компании, если она потеряет всех поставщиков. Поэтому клиент может рассчитывать только на себя.
Раньше залогом стабильности был большой мировой бренд, представленный в сотне стран мира. Сейчас гарантию может обеспечить только местная компания (как правило, не слишком большая). Возможности поставщиков сильно ограничены.
В основном пострадали крупные компании
От сотрудничества с Россией отказались преимущественно те вендоры, которые поставляют устройства А-класса. Их заказывали соответствующие компании: большие корпорации, для которых реально важны характеристики быстродействия и надежности. Также для них часто критичен функционал, который остальные компании брали просто заодно — потому что был бюджет. Для них альтернативы на рынке сейчас нет и смогут ли они найти ее за рубежом — большой вопрос.
Не такой крупный, средний и малый бизнес сможет относительно безболезненно сменить свои СХД, отказавшись от части функций устройств или заменив их на какие-то софтовые решения — собственные или приобретенные. Также многие компании могут уйти в облако (эта тенденция прослеживается в Европе и без всякого кризиса — облако удобно и безопасно). Экономии не выйдет, т. к. ценник вырос на все оборудование, включая СХД классом ниже B. Но в прошлые бюджеты, скорее всего, получится уложиться. Кроме того, они могут найти решения от российских вендоров, обеспечивающих техподдержку и гарантию.
Главная проблема на сегодняшний день в том, что даже работающие на рынке компании не могут сказать точно, как будет развиваться ситуация дальше. Нет никаких гарантий, что производители, которые сейчас сотрудничают с РФ, в следующем месяце продолжат работу в стране. И хотя некоторые российские компании стали бенефициарами ситуации, получив дополнительный поток клиентов и деньги на развитие, они не смогут удовлетворить запросы корпораций. Как минимум, им потребуется время, чтобы разработать и внедрить необходимые решения. Поэтому рынок еще какое-то время останется в ситуации неопределенности. Что будет дальше — покажет время.